В период Французской революции ювелирные изделия производились в крайне малых количествах, были не слишком искусными и не отличались высоким качеством. Революционные идеалы подвигали ювелиров разве что на создание колец, браслетов и брошей из плохого металла с профилями героев-революционеров, с фригийскими колпаками и гильотинами.С установлением во Франции Директории положение стало поправляться; вновь появился спрос на предметы роскоши, и оживилась ювелирная торговля. В моду вошли древнегреческие мотивы; женщины носили платья с высокой талией из тончайших тканей, без всяких орнаментов, чтобы все внимание было сосредоточено на фигуре, и даже надевали их влажными, чтобы подчеркнуть свои формы . Для таких туник, позаимствованных у древних гречанок и римлянок, лучше всего подходили желтые, белые, лиловые и фисташковые тона.
Идеальное украшение, подходящее к такому наряду, должно было быть неброским: плоским и геометрическим.
Запястья и предплечья украшались браслетами в форме простых золотых полос. Популярны были длинные плоские цепочки, украшенные стилизованными сердечками или греческими узорами, их носили на шее, через плечо, перекрещенными на груди. Кольца надевали на каждый палец.
В моде были высокие прически, когда все волосы собираются на затылке, с названиями из классической эпохи «а-ля Тит», «а-ля Грек» и «а-ля Церера», а также длинные серьги-подвески из двух-трех плоских звеньев геометрической формы с ромбами, щитами и листьями аканта. Эти крупные, но легкие звенья из тонких золотых листов называются «пуассардами».
К 1800-м вернулась мода на ювелирные изделия, и ювелиры вновь стали удовлетворять вкусы новой аристократии, не считавшей украшения безвкусицей или покушением на республиканские идеалы.
Приход к власти Наполеона изменил не только политическую и социальную ситуацию, он оказал влияние и на мир моды, в том числе на ювелирные изделия. Интерес Наполеона к ювелирным изделиям хорошо известен, а простые и непритязательные украшения того времени отнюдь не соответствовали его представлениям о могуществе и роскоши. Известна также и любовь Жозефины Богарне к нарядам и украшениям, так что она стала законодательницей новой моды.
К1803 году Наполеону удалось вернуть большинство монарших драгоценностей, и во время его визита в Бельгию в качестве первого консула впервые со времен Французской революции Жозефина появилась на публике в этих украшениях. К моменту коронации Наполеона они были переделаны ювелирами Фонсье и Нито в соответствии со вкусами Жозефины; драгоценности Бурбонов превратились в лавровые венки, гребни, украшения для волос и браслеты.
На дворцовые приемы и мероприятия государственного уровня принято было надевать роскошные парюры - комплекты украшений. В духе наполеоновского классицизма для них использовали рубины, изумруды, сапфиры, жемчуга и бриллианты, самыми распространенными мотивами были греческие узоры, листья аканта, пальметты, спирали, лавровые листья, дуги и орлы. Несмотря на качественную работу и использование лучших драгоценных камней, эти украшения оставались двухмерными и не самыми оригинальными по дизайну.
В период наполеоновского классицизма возродился интерес к камеям. Мода на камеи и инталии началась вскоре после итальянской кампании 1796 года, когда камеи вернулись из Италии во Францию. Они были как древнеримского или древнегреческого происхождения, так и более позднего. Наполеон, очарованный их красотой и совершенством, заказал несколько и для себя. Именно тогда он основал школу гравировки по камню в Париже, славившуюся своими работами, иногда выполненными на драгоценных камнях, например изумрудах, а чаще на твердых и полудрагоценных: агате, сердолике, яшме и даже недорогих раковинах, доступных по цене не очень богатым людям.
Инталии и камеи начали вставлять в самые разные украшения: диадемы, ожерелья, браслеты, серьги; с простыми золотыми оправами, иногда в обрамлении мелкого жемчуга; надевали их обычно с «demitoilette».
Известными резчиками начала XIX века были: Бенедетто Пиструччи (1784-1855), Джузеппе Джирометти (1780-1851), работавший в Монетном дворе понтифика в Риме (ил. 37), Луиджи Пичлер (1773-1854), Николо Амастини (1780-1851), Никола Бернини (ок. 1770), Филиппо Рега (1761-1833) и Марчант (1755-1812) - англичанин, прошедший обучение в Риме.
Увеличение спроса на классические камеи привело к бурному росту индустрии подделок, а обработка «под старину» современных изделий стала чуть ли не самостоятельным «искусством». С помощью абразивных растворов легко достигался эффект обесцвечивания, а последний штрих заключался в том, что часть камня откалывали, закрывая щербинку золотом.
В отличие от изощренных подделок, дешевые имитации камей из стекла и фарфора было легко отличить по отсутствию следов резца и небольшим пузырькам воздуха внутри стекла. Многие стеклянные имитации отливали по настоящим камеям, поэтому на них была даже подпись. Дублеты, более сложный тип имитации, делали из матового белого стекла с рельефом, приклеенного к темному основанию, обычно к пластине из оникса или сердолика. Пристальное изучение линии склеивания, плоский однородный характер основания и отсутствие следов резца на рельефе помогут выявить такой дублет.
Наряду с камеями и инталиями в моду вошли ожерелья, звенья которых были выполнены в виде римской мозаики из полихромного матового стекла, заключенной в темно-синие или черные стеклянные рамки. Любимыми сюжетами для такой мозаики были виды древнеримских архитектурных сооружений, пейзажи, животные, а чаще птицы и деревенские праздники. Как и камеи, их соединяли между собой изящными цепочками, и, войдя в моду в 1820-е годы, они сохраняли популярность весь ХГХ век, разве что оправы им делали разные, в соответствии с требованиями моды.
Еще одним популярным, но необычным для ювелирного дела материалом начала XIX века была сталь, ограненная и отшлифованная как драгоценный камень, которой украшали недорогие изделия. Мода на нее, равно как и техника обработки, зародились в XVIII веке в Англии, а затем распространились по всей Европе, поскольку это была отличная замена дорогостоящим украшениям. Марказит, разновидность железного пирита, добывавшийся в Швейцарии, часто использовался для замены бриллиантов благодаря своему металлическому блеску. «Сентиментальные» украшения появились во Франции как реакция на торжественную строгость неоклассического стиля, и модники носили небольшие круглые фермуары, украшенные жемчугами или бриллиантами, с асимметрично встроенным отделением, где хранился локон возлюбленной. Популярны были также украшения из камней, заглавные буквы в названиях которых образовывали имена или тайные клятвы влюбленных.
Сентиментальные и траурные украшения были особенно распространены в Англии на протяжении XIX века, поскольку траурные ритуалы были там важной частью социальной и семейной жизни. Одно и то же украшение могло быть как траурным, так и сентиментальным: фермуар с прядью волос мог напоминать как об умершем родственнике, так и о пылком возлюбленном. В первом двадцатилетии XIX века траурные и сентиментальные украшения часто заказывались в форме кольца, в котором локон был закрыт сверху кабошоном из горного хрусталя. Бархотки на шее или на запястье украшали брошами-фермуарами с прядями волос, в жемчужных, гранатовых или гагатовых рамках. В глубоком трауре полагалось носить черные украшения - из гагата или «берлинского железа», реже - из жемчугa или бриллиантов.
В первые два десятилетия XIX века бриллианты пользовались огромным спросом, а представители английской земельной аристократии горели желанием приобретать драгоценные камни. В дизайне украшений господствовала французская традиция, в первую очередь потому, что лондонские ювелиры внимательно следили за модой, рождающейся во Франции, кроме того, большое количество ювелирных изделий в Англию привозили французские аристократы, вынужденные продавать свои сокровища, чтобы выжить.
На протяжении всего XIX века, за редким исключением, в украшениях из бриллиантов присутствовало и золото, и серебро; серебро - сверху, чтобы подчеркнуть белый цвет камня, золото - снизу, чтобы сделать украшение прочным и избежать окрашивания кожи или одежды.
Гребни
Гребни входили в состав многих парюр: их носили на макушке или на затылке, верхнюю прямоугольную часть гребней обычно украшали узоры в виде бантов, зигзагов или дут, инкрустированные жемчугом и драгоценными камнями.
Популярны были испанские гребни, с металлическими или черепаховыми зубцами, украшенные камнями или камеями в обрамлении золотых узоров. Другой распространенный вид гребня сверху украшался филигранью, в основании которой лежал ряд гладких или резных коралловых или янтарных бусин.
Тиары
Типичным ювелирным изделием наполеоновской эпохи является тиара с мотивами лавровых листьев, украшенная бриллиантами и рубиновыми «ягодками».
Широко распространены были тиары в виде лаврового венка, декорированные бриллиантами, а также тиары прочих изысканных форм, часто с подвесками из грушевидных жемчужин и камней, ограненных со всех сторон в форме той же груши, и тиары эллинистического дизайна, выступающие в центральной точке надо лбом и сужающиеся к краям.
Альтернативой тиары были бандо из кластеров драгоценных камней или из камей, которые носили надо лбом отдельно или с подходящим гребнем. Прически многих дам украшали бриллиантовые ривьеры
Парюры
Для парюр (полных комплектов украшений) и полупарюр (неполных комплектов) использовались как драгоценные, так и полудрагоценные камни: аквамарины, розовые и желтые топазы, аметисты, оливины, сердолики, гранаты, и даже полосчатые агаты, которые были многим по карману.
Парижские ювелиры вставляли камни в изящные кружева из драгоценных металлов, украшенные мотивами листьев и розеток. Мода эта быстро достигла Англии и других стран, где топазы и аметисты были очень популярны, и продолжалась до 1840-х годов.
Между 1805 и 1810 годами мода уже требовала носить как можно больше украшений одновременно, поэтому вне государственных и придворных мероприятий, куда надевались парюры, модницы щеголяли обилием золота: унизывали пальцы кольцами, обвивали шеи цепочками, которые носили также через плечо, в уши вдевали длинные висячие серьги, волосы украшали гребнями, а запястья - браслетами.
Серьги
Серьги были модны длинные, состоящие из одного, двух или трех плоских геометрических элементов, размещенных друг над другом, часто это были камеи. В этом же стиле выполнялись серьги-«пуассарды» с петельными застежками, проходящими по всей длине серьги.
Для важных событий приберегали серьги грушевидной формы, это могли быть как простые грушевидные жемчужины, так и подвески с бриллиантами грушевидной огранки
Ожерелья
Ожерелья представляли собой ряды камей, инталий, римских мозаик или драгоценных камней в легких золотых оправах, соединенных между собой цепочками, простого или сложного плетения, иногда украшенными мелким жемчугом.
Как уже говорилось, длинные золотые цепочки из мелких или крупных звеньев, иногда с камеями, которые носили на шее или через плечо, не выходили из моды на протяжении всего XIX века.
На торжественные мероприятия бриллиантовые ривьеры часто надевали парами. Для них использовались камни бриллиантовой огранки или огранки «роза», звенья, соединяющие их, были овальными или продолговатыми. Изготавливались также ожерелья из нескольких рядов бриллиантов разной длины.
Броши
Звезды, солнце и полумесяц - наиболее типичные формы для брошей конца XVIII века и первых двух десятилетий XIX века. Для бриллиантов использовали закрытые оправы, и все подобные изделия выглядели двухмерными, плоскими.
Броши в форме банта, характерные для XVIII века, также изготавливались и в первой четверти XIX века, их украшали не только бриллиантами, но и цветными камнями. Изначально такие броши просто пришивали к платьям.
Пластины из синей эмали в форме «маркиза» или «многоугольник», украшенные по центру декоративным бриллиантовым узором-урной, монограммой, букетом цветов, - часто превращались в броши с рамкой из бриллиантов огранки «роза» или «валик».
Возможно, в связи с наполеоновскими войнами в моду вошли броши, напоминающие о военных трофеях, также с бриллиантами огранки «роза» или «валик» и иногда с цветными камнями.
С конца XVIII века и на протяжении первых двух десятилетий XIX века оставались популярными броши в виде цветов и колосьев.
Для периода наполеоновского классицизма характерны были броши в форме лавровой ветви, но без натурализма, свойственного последующим десятилетиям.
Подвески
Основной формой подвесок в то время был крест, украшенный полудрагоценными камнями, обычно его носили на ожерелье с такими же камнями.
В Англии в моде были мальтийские кресты, как на подвесках, так и на брошах. Впервые такие кресты, украшенные бриллиантами, появились в начале XIX века, однако только в 1830-е и 1840-е их стали носить повсеместно. Этот же мотив возродился в поздний викторианский и эдвардианский периоды.
Памятные подвески спереди обычно украшала миниатюра, а сзади у них имелось отделение для пряди волос.
Браслеты
В первые годы XIX века браслеты изготавливались в форме полоски из золотых ячеек с филигранной застежкой. Предпочтение отдавалось браслетам, представлявшим собой ряд камней, камей, инталий или римских мозаик, соединенных тонкими изысканными золотыми цепочками, или состоявшим из нескольких рядов золотых цепочек разного плетения с одним камнем, камеей или инталией в центре либо на застежке.
Браслеты с бриллиантами или цветными драгоценными камнями, как правило, имели лаконичные геометрические формы. Браслеты носили по нескольку штук, и они необязательно были парными. Эта мода продлилась до 1860-х годов.
Кольца
В первые два десятилетия XIX века самыми модными были незамкнутые кольца из двух золотых полос, спаянных между собой, украшенные стилизованными листьями. Также популярны были кольца в форме цветка-кластера с крупным камнем в центре или с камнем в форме «маркиза». Небольшие камеи и римские мозаики просто вставлялись в золотую оправу-ободок правильной формы.
Часто встречались и кольца с пластинами из синей эмали, овальные или в форме эллипса, по центру украшенные декоративным мотивом из бриллиантов. И по форме, и по функциям кольца мало менялись на всем протяжении XIX века.
Пряжки
Пряжки носили на поясах и бантах, которыми подчеркивали завышенную линию талии, однако иногда их изготавливали просто в качестве сувениров, не предназначенных для практического использования.
Как правило, они были маленькие, круглой или овальной формы, часто украшенные камеями, жемчугом, топазами, аметистами или просто золотые.
Отредактировано Emilio Rarah (2009-12-04 00:22:16)