Мужчина, ранее запечатлённый на холсте, вблизи был многим прекраснее и ужаснее одновременно: о, эти пугающие, сводящие с ума неживые глаза! Неужели они действительно принадлежали мертвецу? Что за вздор! Разве умеют мёртвые разговаривать, вплетая в свою речь варьирующее на гранях настроения и эмоции, умело ими управляя? Разве могут они касаться чужой щеки, приподнимать за подбородок, дабы ещё более давяще взглянуть в душу? Но ведь у живых, у людей и животных, руки и любые конечности определённо теплы, если даже не нежны. Почему же у незнакомца пальцы обжигали лютым, необъяснимым холодом? Скорее обжигали душу, чем тело. Невольно Реми вспомнил об угнетающей, тяжёлой атмосфере ночных храмов Вероны, куда Депре сумел попасть ради молитвы, вознесенной вкрадчивым шепотом к Господу нашему. В ледяных белых стенах словно витали столетия и души прошлых поколений граждан города невидимыми и неупокоенными призраками. После поездки юный революционер не раз заговаривал с братом о духах, сохраняя в подробном изложении каждую незначительную деталь.
И он продолжал твердить, что в детстве видел Иисуса. Тот был окутан нитями света совершенно разных оттенков, ярких и неестественных, - странной палитры божественного сияния; только сейчас он понял, что это были души. Души святых. Фиолетовые. Синие. Оранжевые нити с бусинами, разлетающимися по комнате. Иисус улыбался одними губами, как могут лишь некоторые; пожалуй, именно такой улыбкой наделил художник Мона Лизу. Сын Бога был облачён в светлые одежды, ниспадающие в пол. Точно как на иконах. И Он смотрел в глаза. Тогда не было страшно, разве что самую малость. Иисус - добрый Бог. Его нельзя бояться тем, кто чист и безгрешен, а дети все безгрешны. Поэтому их часто сравнивают со цветами. В последнее время юноша часто вспоминал Его лик, надеясь, что его тайный покровитель - не демон, но и ангелов он боялся. Желал и боялся. Не потому, что считал себя запятнанным, развращённым или того хуже, хотя это прекрасно осознавал, однако мечтал не о небытии, казавшемся близким и реальным, как сама смерть, но о рае.
Конечно, мужчина не мог быть ангелом - те ни за что бы не спустились в кабарет этой ночью, полной разврата. Но демоны... Если в Аду грешников варят в котлах и жарят на кострах, то у демонов, наверное, тела горячее людских. Прикосновения были неприятны до отвращения, однако по неизвестной причине Реми не двинулся с места.
- Единым существом? Больше, чем человеком? Неужто Вы полагаете, что слова Ваши не лишены смысла? -сознание начало уходить из цепких объятий черепа, сбиваясь по пути на свободу, спотыкаясь и выдавая недюжие пируэты мыслей. Художник вдруг явственно осознал, насколько речи мсье соответствуют теории о ином его происхождении. - Большим стать нельзя: мы заклеймлены и должны быть благодарны за своё существование Создателю. Помимо того, что Вы говорите весьма богохульственные вещи, они всё равно смешны. Простите, но я выражу своё мнение, пусть и попирая любые правила приличия. Мне нечего терять.
Юношу посетило непреодолимое желание отступить назад, скрыться от глаз этого благородного парижанина, убраться прочь, струсить. Однако путь к отступлению оказался закрыт, как только на плечи, покрытые лишь рубашкой, легли лёгкие, но столь же холодные женские ручки.
- Если пожелаете, я напишу картину, как бы мне не пришлось за неё платить. Пусть даже опускаясь до той черты греховности, кою Вы обозначили. Боже... Ради Вашего лика я готов пасть до Содома, запятнав душу и поправ выжженный на теле крест-обещание. Но только ради искусства. Вы же разрешите мне тогда оставить себе наброски? - если бы хоть капля благоразумия присутствовала в одарённой голове! Ныне Депре успел позабыть о заказанном ранее абсенте и коньяке, которые ему никто, по всей видимости, приносить не собирался.
От волнения, хлынувшего во внутренний мир молодого человека, сердце стало разгонять кровь сильнее, создавая на видневшихся из-под неопрятной одежды участках кожи замысловатые синие узоры, будто ветви дерева. Подобные рисунки появились и на веках, и на шее, и на запястьях. Даже на ладонях.
- Извините за бестактность. Но, месье Реми, нехорошо покидать ваших друзей и собеседников так внезапно.
Голос зазвучал удручающе-спокойно. Хозяин ювелирной лавки, видимо, имел счёты или, по крайней мере, был знаком с Роланом, как наименовала мсье женщина. Художник развернулся, уличая момент и отшатываясь в сторону ровно на один шаг.
- Прошу меня простить, я не подумал о приличии. Я заглажу свою вину, как только предоставится возможность.- Реми осёкся. Наконец-то он заметил сходство и Эмилио с образами на его картинах. Глаза. Совершенная, почти без морщин и шрамов бледная кожа. Чувственные, почти недвижимые губы. Отсутствие жизни в моменты перемены наигранных эмоций. И тут он сделал то, что не ожидал никто, включая самого Депре. Он никогда не обнажал шпагу на человека. Никогда не угрожал. До сегодняшнего дня.
Обнажив свое верное оружие и сверкая взглядом на Ролана, его спутницу и ювелира, бывший дворянин дрожащей рукой выставил перед собой шпагу. Сердце бешено забилось, грозясь вырваться из груди на свободу, какой бы она ни была.
- Кто вы? Вы - дети Дьявола? Вы - сам Дьявол? - окружающие сочли его выкрики остаточным явлением образа жизни и пристрастий юнца, кто-то же, напротив, с интересом обратил взоры. О, сколько же их! Неживые глаза были со всех сторон, они заполняли бар. - Кто вы, я повторяю?.. Скажите, почему Париж каждую ночь буквально дышит неживыми лицами? Во имя Пресвятой Марии, ответьте, демоны!
Внутри что-то сломалось. Как в часовом механизме: было, щёлкнуло незаметно и нарушило систему. Слёзы мешали вздохнуть, сбегали по щекам, проникали по уголкам губ в рот, искали путь по подбородку вниз, срываясь на белую ткань рубашки. Реми пал на колени, продолжая беззвучно плакать, и лишь еле различимый шёпот, настолько отчаянный, настолько наполненный болью, выдавал его душевные треволнения в должной мере:
"Я молил на словах Провидения,
Поглощённый немыслимой серостью.
И душой возжелал лишь спасения,
Уничтоженный собственной дерзостью.
Среди демонов вновь упокоенный,
Не желал я мириться с судьбой,
На финальные ноты настроенный,
Я прощался, надежда, с тобой!
Мертвецы, к вам обращаюсь я,
Вам не место, Париж - это храм.
Мертвецы, и сейчас заклинаю я:
Святым место здесь, а не вам..."
Отредактировано Remy Despres (2011-09-18 16:59:19)